Юбка в русском народном костюме

Юбка в русском народном костюме

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом [1] . Ещё в конце XIX — начале XX веков была распространена в южно-великорусских и белорусских областях [2] .

Существовал обряд — надевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

Содержание

Обычай ношения [ править | править код ]

Понёва является древним видом женской одежды, её носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда [3] .

С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила невестинскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота», «бабья кабала». Смыслы выражений заключали идею прохождения девкой бабьего пути — творения рода.

Девки не носят её, или только просватанные.

Для девочки важным рубежом был обряд «вскакивания» в понёву. Понёва — древняя набедренная одежда, полотнище ткани, заменяющее юбку. По описаниям этнографов, в XIX веке девушки в деревнях до 15—16 лет ходили в одних рубахах, опоясанных шерстяным поясом. Когда наступала пора наряжаться во взрослую одежду, проводился специальный обряд: девица "становится на лавку и начинает ходить из одного угла на другой. Мать её, держа в руках открытую поневу, следует за ней подле лавки и приговаривает: «Вскоци, дитетко; вскоци, милое»; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу». Но так как вскочить в поневу значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься, то никакая девка не заставляет долго за собой ухаживать, да и никакая девка не даёт промаху в прыжке, влекущего за собой отсрочку в сватовстве до следующего года [4] .

«В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в X—XIII веках. До XIV века дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях» [5] .

Описание [ править | править код ]

Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трёх (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане. Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало обычное количество полотен — трехполые паневы [6] .

Панева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бёдер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью [6] . Спереди часто надевался передник-фартук.

По составу ткань для паневы имела следующий характер: основа — конопляная или крапивная [ источник не указан 2005 дней ] , а уток — шерстяной. Иногда имела холщовую подкладку [6] .

Панёвы различаются по крою и расцветке.

Читайте также:  Сценарий второго дня свадьбы без тамады прикольный

По покрою [ править | править код ]

  1. панёвы распашные, открытые спереди или сбоку
  2. с прошвой, глухие

Оба типа присущи областям южной России.

В Смоленской губернии среди распашных панёв различаются:

  • растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока,
  • и разнополка, состоящая из трёх полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ носили с подтыком — отворачивали и перекидывали через пояс.

В Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Рязанской губерниях панёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс.

Вариантом является панёва-плахта с разрезом спереди, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, которая состояла из двух сшитых наполовину полотнищ.

В Рязанской и Орловской губерниях носили также гофрированную паневу.

Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным. Прошва — это 4-е узкое полотнище, которое могло вшиваться и временно, на «живую нитку». Она располагалась сбоку или спереди. Даже если она являлась изначальной частью паневы, то все равно изготавливалась из отличной от основного полотнища ткани, и чётко ограничивалась полосками кумача, позументами.

«„Наборную“ поневу шили из четырёх полотнищ ткани (три полотнища — из чёрной клетчатой, одно — прошва — из однотонной чёрной шерсти), собранных в верхней части на шнур-„вздержку“. Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделились на бархатисто-чёрном фоне поневного полотна. Любопытно, что в декорировке „наборной“ поневы использованы различные способы оформления мест соединения полотнищ, Так, место стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ отмечено многоцветной вышивкой. С правого бока поневные полотнища соединяются „своской“ — продольной полоской ткани шириной 4 см с вышитыми па пяльцах узорами. Поскольку спереди и с боков понева закрывалась передником, её более всего украшали сзади. Ширина задней „своски“ достигала 7 см. Клетчатая поневная ткань на две трети ширины расшивалась с обеих сторон красно-оранжевыми шерстяными нитями, при этом вышитый узор сзади также был шире, чем с боков. Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамленных узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зеленых и вишневых нитей усиливало общую контрастность цветового решения „наборной“ поневы, главной характеристикой которой является исключительная красочность» [7] .

По расцветке [ править | править код ]

По расцветке, орнаментации и украшению паневы намного более разнообразны. Часто свои варианты имели даже отдельные сёла. Однако из-за миграций при колонизации южных земель и проч. четко локализовать их по распределению цвета и орнамента трудно.

  • Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.
  • Чёрная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
  • Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
  • Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях, то есть в бассейне Дона, а также в некоторых местностях Смоленской, Орловской и Рязанской губерний.
  • Расшитые шерстью тёмно-синие или чёрные клетчатые панёвы — в Воронежской губернии
  • Украшенные ткаными узорами, иногда очень сложными — в Калужской, Рязанской.

В некоторых селах Пензенской области женщины носили тяжелые браные (то есть тканые) поневы.

Украшения [ править | править код ]

Обычно у панёвы были подолы, кромки вдоль разрезов, а также швы прошв, богато украшенные вышивкой, кумачовыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками.

Читайте также:  Фасоны пальто с капюшоном

«В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: „потринитка“, „на шленке“, „наборная“. Самой многодельной была понева „потринитка“; клетки её полотна вышивались петельчатым швом тёмно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех» [7]

  • Воронежские поневы обшивались и украшались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей и дополнялись различными швами и розетками, блестками.

Таким образом, понева — это не просто ткань, но и целый комплекс украшений, которые покрывали эту деталь женской одежды. Она имела тщательно разработанный широкой узорный, браный подподольник. Подподольники отличались друг от друга количеством нашитых на них солярных, то есть солнечных знаков — ярга [8] .

Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.

Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.

Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.

Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.

Читайте также:  Пожелания о дружбе в прозе

Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.

Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!

Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.

Гостиничный комплекс «Подворье»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.

«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!

Юбка имеет древнюю историю возникновения. В народном костюме юбка появилась у южных народов, и имеет более древнее происхождение, чем сарафан. У многих народов юбку дарили при инициации девушки и присваивали ей статус невесты. Юбка имеет различный орнамент в разных поселениях и областях и по ней можно судить о женщине, не только из какой она местности, но и сколько ей лет. Недаром раньше говорили, что по одёжке встречают. Презентация содержит множество иллюстративного материала, который сопровождает рассказ учителя или ученика на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Юбка в русском костюме »

Трель Наталья Владимировна

ПОНЕВА – «БАБУШКА» ЮБКИ

Слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани»,

Прошлое и настоящее юбки

А так одевались женщины 200 лет тому назад

Юбка — это та вещь, С помощью которой можно показать свою индивидуальность.

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят.

РАСТОПОЛКА- ПОНЕВА ИЗ ДВУХ ИЛИ ТРЕХ НЕ СШИТЫХ ПОЛОТНИЩ

ПОНЕВЫ — СИНЯТКИ И КРАСНЯТКИ

ГЛУХАЯ ПОНЕВА С ПОШВОЙ (ОДНОТОННЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ)

ПОНЕВА ПОДВЕРНУТАЯ КУЛЬКОМ

ПОНЕВУ ДАРИЛИ В ДЕНЬ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

Отправляясь в церковь или в город, надевали поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц.

ПО ПОНЕВЕ МОЖНО УЗНАТЬ ИЗ КАКОЙ МЕСТНОСТИ ЖЕНЩИНА, КАК ШОТЛАНДЦА ПО КЛЕТКАМ НА КИЛТЕ

Ссылка на основную публикацию
Эфирное масло розового дерева для волос
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Многие природные вещества представляют собой бесценный кладезь витаминов и других составляющих, которые благотворно сказываются...
Шуба норковая в роспуск отзывы
Если ваша мечта сбылась, и вы отправляетесь в магазин меховых изделий за долгожданной норковой шубкой, то будьте готовы, что к...
Шуба норковая прямая с капюшоном фото
Среди всего разнообразия меховых изделий норковая шуба средней длины с капюшоном считается самой популярной. Такую модель можно носить в любую...
Эффект пляжной волны
П ляжные волны снова считаются самой трендовой летней прической. Такая укладка будет уместна как на отдыхе, так и в повседневной...
Adblock detector