Молдавские узоры и орнаменты

Молдавские узоры и орнаменты

К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!

«Альбом узоров молдавских ковров» был напечатан в Лейпциге в 1912 году. Помещённые в этом альбоме 25 цветных рисунков представляют из себя изображения ковров, хранившихся в Музее Бессарабского Губернского Земства. Указывается, что в музее имелись и очень старые образцы подобного молдавского искусства.

В вступлении к альбому П. Горе пишет следующие слова, актуальные и поныне:

Бессарабская Губернская Земская Управа, желая улучшить производство ковров и возвратить его к старым забытым образцам, решила издать настоящий альбом. Быть может, прекрасные узоры, помещённые в нём, возбудят снова интерес к этому редкому искусству и послужат импульсом к подъёму, развитию и улучшению его.

К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!

О чём может рассказать обыкновенный молдавский ковёр, скромно висящий в сельском доме?

В привычные растительные флористические мотивы орнамента молдавских ковров, вышивки и национальных костюмов органически вплетены геометрические рисунки, символика которых восходит к древнейшим временам истории человечества. В орнаментике молдавских ковров более 70 мотивов, но мы расскажем только о трёх из них.

Символ «Древо жизни»

У молдаван встречается в ковровых композициях, настенных дорожках XVIII-XIX веков, кружевах, особенно центральной зоны: районы Каушаны, Стрэшень, Кэлэрашь и другие. «Древо жизни» символизирует жизненный путь человеческого рода, являясь изображением Родового Дерева, в котором каждая ветка символизирует родственников и членов семьи.

Термин «древо жизни» – сравнительно поздний, библейский, подразумевавший известное в мифах «мировое дерево». Образ мирового магического или космического дерева – общечеловеческий миф, олицетворяющий представление о трехъярусности мира, три уровня которого объединяет расположенное в центре мироздания дерево. Мифология этого символа связана с образом женщины, как подательницы жизни, и древним праиндоевропейским культом Великой богини-матери, уходящим корнями в палеолитическую эпоху.

В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю – Библия называет его «древом жизни», растущим «посередине сада». Сказания и обряды, связанные с почитанием мифического дерева, являющегося стержнем мироздания, «мирового дерева», существовали вплоть до XIX века. Но поклонение священным деревьям и сейчас распространено у многих народов, в том числе у молдаван, приносящих в дар цветущим деревьям в конце марта мэрцишоры.

Национальный мотив «древа жизни» стал основой для создания национального туристического бренда Молдовы, ставшим логотипом страны.

Солярный символ свастики

Древние солярные символы разглядели в узорах молдавских ковров авторы паблика «Pictorii Moldovei / Художники Молдовы»:

Солярный символ Свасти от индоевропейского корня “su|swa”, что означает “связанный с благом” входит в ромбо-меандровый орнамент появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Присутствует на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов. Символизирует Богов солнца, грома и огня, которые дарят людям свет, защиту и тепло. Также считается, что знак имеет динамический смысл, вращаясь по часовой стрелке он будет символизировать жизнь, благополучие и счастья, если наоборот, то напротив. Свастика бывает с 2, 3, 5, 6, 7, 8 и более лучами. Каждый вид свастики (например: крюк, мельник, сверчок…) имеют своё специфическое магическое значение.

Читайте также:  Зимние шапки для новорожденных мальчиков фото

Первые свастические рисунки появились на раннем этапе сложения символики переднеазиатcких неолитических культур, но приобрели значение символа солнца только с эпохи бронзы. Можно долго спорить что значит этот символ в узорах именно молдавских ковров, но как бы то ни было он имел положительный смысл.

Символ ромба

Возникший ещё в эпоху палеолита ромбический орнамент очень популярен в молдавской орнаментике. Ромб – фундаментальный символ, входящий в древнейший ромбо-меандровый орнамент. Позже, в неолите, эпоху возникновения земледелия и скотоводства, символ обозначал женское начало, с которым связывали плодородие. Обыкновенный ромб обозначал Землю-Мать, ромб поделенный на 4 части был знаком засеянного поля, ромбы с продлёнными и загнутыми крюками по-сторонам – поле давшее всходы, ромб пересеченный двумя диагоналями – вспаханное поле. У многих народов Евразии и в молдавской культуре, ромб также является символом рождения новой жизни, крепкой семьи, её защиты и благополучия, который используют в свадебных ритуалах и украшении домов.

Сейчас традиции производства некогда востребованных во всем мире бессарабских ковров ручной работы практически утрачены. Однако красивейшие молдавские ковры всё ещё можно купить и даже научиться искусству ковроткачества. Эту возможность предоставляет центр народных ремёсел «Arta rustică» в селе Клишова Ноуэ района Орхей.

В декабре 2016 года традиционная техника ковроткачества Молдовы и Румынии была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО. В книжных магазинах Кишинёва можно найти книгу издательства Cartier «Arta covoarelor vechi românești basarabene». В интернете доступен для скачивания напечатанный в Лейпциге в 1912 году «Альбом узоров молдавских ковров», иллюстрации из которого использованы в этой статье.

Самые ранние экземпляры молдавских ковров датируются концом 18 – началом 19 века. Именно в этот период национальный стиль был наилучшим образом представлен в искусстве ковроделия. Ковровые рисунки насыщены растительной тематикой. Вытянутые ветки и стебли, резкие изломы позволяют выполнить ковер с ажурным узором. Элементы рисунка свободно размещаются на изделии, преобладает фон и воздух. На ярком цветном фоне располагались спокойные теплые расцветки. Именно благодаря сочетанию контрастных и мягких цветов, достигается гармония и колорит.
Молдавский ковер отличается интересным узором, который разделяется на две составляющие: центр и кайму. При этом кайма может присутствовать с одной или двух сторон, может отсутствовать вообще или быть на трех сторонах изделия.

Читайте также:  Смешанные стили тату

Рисунки кромки не повторяют рисунков центральной части изделия. Это и есть значимая особенность, присущая только коврам Молдавии. Две составляющие противоположны друг другу и по цветовому решению и по изображению. Благодаря такому подходу создается гармония и единство, которое базируется на контрастности.

Старинные изделия насыщены изображениями в виде долевых и пересекающих полосок. Такой узор обычно соблюдается от края до края. В уголках долевые полосы не соприкасаются с пересекающимися. Такой способ подчеркивает непринужденность композиции, которая характерна молдавским коврам.
Композицию ковра определяет тематика центральной части изделия. Немаловажное значение имеют чередование, габариты и степень разнообразия узора. Встречаются изделия с орнаментом, располагающимся на всей ширине центральной части ковра. Однако наряду с такими вариантами, встречаются большое количество вариаций с мотивами значительно меньшего масштаба.
Очень часто встречается изображение мелкого орнамента. Такой вид узора умельцы называют полем, покрытым цветами.
Ковровые изделия, в орнаменте которых встречаются пересекающие полоски, фигуры треугольников, долевые полоски, разделенный фон, части которого представляют собой повторяющиеся или различные мотивы, достаточно своеобразны.
Самые лучшие экземпляры ковровых изделий Молдавии просты, пропорциональны и изящны.
Среди тематических рисунков очень часто встречаются предметы реального мира. Здесь не только растительные мотивы, но и человек и животные. Зачастую большое количество геометрических орнаментов истолковываются как образы реального мира.
Растительный мир изображен на молдавских коврах условно и обобщенно, однако при этом сохранилась взаимосвязь, которая присуща реальной природе растительности.
Растительная тематика богата на изображения кустарников, ветвей, гирлянд, деревьев, букетов и цветов. К сожалению, условное изображение растительности не дает возможности определить название каждого дерева или соцветия. Но умельцы, которые работают над созданием ковровых изделий, четко знают конкретные значения каждого изображения. Авторы с точностью до видовой характеристики расскажут, какое растение или дерево они изобразили: то ли это ромашка или роза, а может быть лист виноградной лозы или орешника.
Изображения деревьев содержат симметрию и необыкновенно сложные образы, независимые по своему замыслу. Встречаются узоры, на которых деревья опираются на корневую основу, ветвей может не быть совсем, а цветки и листочки вплотную примыкают к дереву. Могут быть изображены деревья с двумя или тремя стволами. Птицы, которые сидят на ветках деревьев тоже не редкость для молдавских ковров.

Достаточно часто встречаются вазоны с цветами или различными растениями. Вазоны на старинных коврах имеют достаточно вязкий рисунок, ветки располагаются ярусно, а на них усеяны очень мелкие цветочки и листочки.
Чуть позже по времени, на левом берегу Молдавии стали популярны крупные цветочные изображения. Аналогичные мотивы присущи украинским подольским ковровым изделиям.
Тема букетов, которые состоят из веток, обвязанных ленточкой, имеет неповторимую трактовку. Достаточно популярны изделия, на которых нашли сове отражение цветущие ветви, изгибы которых формируют красивый линейный рисунок. Народные умельцы вложили много фантазии и творчества в отображение цветка. Именно этот мотив придает коврам выразительности. Цветы могут быть представлены как в самых простейших формах, так и в виде необыкновенно шикарных соцветий.
Достаточно популярным является мотив гирлянды, который изображается волнистым стебельком. В изгибах стебелька изображены цветы, ветви и листочки. Такой рисунок зачастую применяется в качестве орнамента каймы изделия. Сегодня декоративное творчество Молдавии широко применяет традиционную гирлянду в виде виноградных гроздьев и лоз, которые вьются.
Лаконичностью и крупномасштабностью разнятся изделия с геометрическим узором. Такие изделия богаты на изображение мелких треугольников, звездочек, цветных полосок, которые могут быть и гладкими и орнаментированными.
Некоторые мотивы были заимствованы из буковинских ковров. Это изображение ромбов, которые присущи вышивкам. Большой интерес вызывают ковры с узорами, содержащими зубцы, крючки и крестики.
Встречаются ковры с наклонно-осевым строением изображений. Они по-разному трактуются, однако большинство из них изображают цветы.
Звериный мир представлен изображениями птиц. Здесь встречаются уточки и петушки, орлы и другие птицы. В основном птицы изображены на ветках деревьев. Редко можно увидеть изображение порхающих птиц.
Воплощение образа человека в основном связано с отображением женской фигуры. Однако попадаются и антропоморфные идеи, которые сохранили архаические черты мифологических представлений древности. Такие образцы давно лишены своего истинного значения и сегодня трактуются как сюжеты реальной жизни. Например, фигуры, исполняющие танец. Часто на кайме ковров можно увидеть фигуры, которые держатся за руки. Обычно изображения людей размещаются рядом с другими тематическими изображениями, которые зачастую не имеют общей сюжетной линии. Многочисленные фигуры выполнены очень выразительно и вызывают интерес не только у любителей, но и у этнографов. Благодаря сохранившимся экземплярам, сегодня ученые и любители могут анализировать историю развития искусства ковроделия, а также изучить технику исполнения молдавских ковров.
Вышеперечисленные особенности изображений на молдавских коврах встречаются не только в ковроткачестве. Подобная тематика присуща керамическому творчеству, вышивке, каменной и деревянной резьбе, росписи и так далее. В ковровом искусстве эти мотивы имеют совершенно уникальную трактовку, а способы их изображения невероятно своеобразны. Только представьте, какое большое количество узоров и орнаментов было освоено умельцами на протяжении нескольких тысячелетий.

Ссылка на основную публикацию
Методика мельниковой хочу быть грамотным
Методика Мельниковой Веры Александровны «Хочу быть грамотным!» Дорогие ребята! В каком бы классе вы ни учились, перед многими из вас...
Мандатра самый дорогой мех фото
содержание С древних времен меховая одежда имела большой спрос у всех слоев населения, используясь в каждую эпоху в разных целях....
Маска репка на голову из бумаги
Какая сказка лучше всего подходит для инсценировки ее в детском саду? Конечно же, РЕПКА. Здесь и героев много, и действий...
Можно ли использовать обычную фольгу для маникюра
Правильно отпечатать фольгу на гель-лак, чтобы при этом сохранилась целостность рисунка или блестящая поверхность получилась без пробелов не так-то просто....
Adblock detector