Шарик в кедах

Шарик в кедах

Насколько удобными и практичными были советские кеды, какие преимущества или недостатки были у них перед западными конкурентами и, наконец, так ли они хороши с эстетической точки зрения (Всего 9 фото)

Немного истории
Кеды за рубежом

Один век назад кеды предназначались для спортсменов и были обувью чемпионов. Их создатели и представить не могли, что такое изобретение станет эпохальным феноменом и предметом культа представителей многих субкультур и простых людей по всему миру.

Первые прародители кедов появилась аж в тридцатых годах XIX века: обувь предназначалась для прогулок по пляжу и носила название sand shoes. Современное название появилось в 1916 году из-за одноименной марки обуви Keds.

История этого бренда уходит корнями в 1892 год, когда девять небольших заводов по производству резиновых изделий объединились под вывеской U.S. Rubber Company. Во влиятельный альянс в том числе вошла и компания Goodyear, которая владела патентом на вулканизацию и специализировалась на изготовлении резиновой обуви с парусиновым верхом.

Изначально их изделия носили название peds, по одной версии, произошедшее от латинского «pes» — нога, по другой, — от того, что их носили бедные американцы, которых на сленге звали педы. Название пришлось заменить, так аналогичное уже существовало. Поскольку марка работала на более юную аудиторию, то слово «peds» скрестили со словом «kid» — подросток. И не напрасно: иначе мы бы все до сих пор ходили в педах.

Бум начался в 1917 году, когда американец Маркус Конверс выпустил первую партию кедов, предназначенных для профессионалов баскетбола, — Converse All Star. Уже в 1919 кеды надел легендарный Чак Тейлор (первый спортсмен, попавший в зал славы баскетбола) и стал лицом бренда, который затем превратился в Chuck Tayor All Star. Сам Чак не оставался в стороне — он не только повысил продажи кедов, но и усовершенствовал их, добавив с внутренней стороны круглые нашивки для защиты лодыжек. Вскоре в Converse All Star тренировались даже атлеты. Это привело к тому, что в 1950-х треть профессиональных игроков НБА играла матчи в Converse. Сегодня эти кеды бьют все рекорды продаж в сегменте — за всю историю в чаки было обуто около 800 миллионов пар ног.

1. Одни из первых конверсов. 2. Мистер Чак Тейлор, он же Мистер Баскетбол, он же главный евангелист оллстаров. 3. Конверсы с инновационной (ну, на тот момент) технологией защиты косточки.

Однако были в истории Converse и трудные моменты. Когда США подключили свои силы к театру военных действий начала 1940-х годов, вся текстильная промышленность страны была брошена на обеспечение армии, из-за чего производство кедов приостановилось, вернувшись к былым объемам лишь в 1966-м. И тут же марка столкнулась с конкуренцией.

В 1951 году в Японии — стране, где высокие люди, скорее, исключение из правил, — появляется своя баскетбольная обувь. Кихачиро Онитсука с Onitsuka Tiger (позднее Asics) выпустил кеды — OKBasketball. Со свойственной японцам дотошностью Кихачиро создал уникальную подошву, чья конструкция, заимствовавшая принцип работы присосок осьминога, обеспечивала дополнительное сцепление кедов с площадкой. В XXI веке переиздание этой и последующих моделей Onitsuka Tiger стало суперуспешным коммерческим проектом.

Говоря о коммерчески успешных проектах, следует также упомянуть возвращение видного в 1950-х годах в Америке бренда кед PFFlyers: в 2001 году права на кеды, позволяющие, по заверениям рекламы, прыгать выше, выкупила компания New Balance и сейчас уcпешно продает по 20 миллионов пар ретрокед в сезон.

В 1980-х появляется другая обувь, идеальная для активного времяпрепровождения, — слипоны. Кстати, о западной традиции использования термина: там слипонами называют практически любую обувь без шнуровки, будь то пижонские мокасины или стильные лоферы.

Слипоны появились в Калифорнии стараниями Пола ван Дорена, который основал марку Vans и, по слухам, не очень-то радел за ее популяризацию. Все изменилось в 1982 году после выхода фильма «Беспечные времена в “Риджмонт Хай”», где Шон Пенн почти в каждой сцене появлялся в обуви Vans.

Фильм был популярным в среде школьников, которые в те годы активно увлекались скейтбордингом. По легенде самая популярная модель Vans — в черно-белую шашечку — появилась с их же подачи: Пол ван Дорен увидел, как мальчишки вручную раскрашивали обувь в такой узор черным маркером, и пошел у них на поводу.

В 1950-х популярность кед перехлестнулась даже через железный занавес. В 1957 году в Союзе проходил Шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором собрались юниоры со всех идеологически свободных континентов. В то время мальчики из образцово-показательных семей продолжали носить лаковые ботинки или сандалии, а к новомодным кедам обращалась прогрессивная и широко мыслящая молодежь.

Изделие стало продаваться в СССР в циклопических объемах. ГОСТ на кеды появился вскоре после фестиваля: он был закреплен за номером 9155-88 и обозначал «Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная».

Дополнительные партии товара завозились, но не из либеральных Штатов. Советскому стандарту (возможно, и с политической точки зрения) идеально соответствовали китайские и северокорейские варианты легкой спортивной обуви. С 1968 года кеды стали импортировать и финны — кеды завозились под брендом Nokia, известного сегодня на рынке мобильных устройств. Причем дизайн логотипа с 1960-х не претерпел никаких изменений.

В Советах кеды не были дефицитом. В 1960-е их носил каждый школяр. Купить пару всегда можно было в соседнем магазине спорттоваров, поэтому их без колебаний носили круглые сутки и зимой и летом, тем более что они оказалась намного удобней устаревших чешек. Спустя десять лет после фестиваля молодежи кеды уже настолько укоренились в советской жизни, что стали ее неотъемлемым атрибутом, а каждый школьник на физкультуре становился в линейку именно в них. В 1967 году в страну приехал американский репортер Билл Эппридж, который снял здесь известный репортаж Soviet Youth, и на снимках видно, что большинство советских юношей уже носит кеды.

В 1979-м в романе «Это я, Эдичка» Эдуард Лимонов называет их на свой лад «сникерсами» и в таком виде отдает им место и в советской литературе. А Виктор Цой, также полюбивший сникерсы, укоренил их и в музыкальной культуре страны. Кеды проникли и в советское кино — мальчик-андроид Электроник, авантюристы Петров и Васечкин, Шарик из «Простоквашино» и разбитной мульт-Волк из «Ну, погоди!» — все они изображали не лощеные кинообразы, а рядовых парней в кедах.

1. Сыроежкин в кедах. 2. Шарик из «Простоквашино». Вместо полезных в хозяйстве вещей купил себе кеды и фоторужье. 3. Волк из «Ну, погоди!». 4. Виктор Цой в кедах. 5. Школьники на физре. 6. Классический советский спортивный лук. 7. Обладатели «Двух мячей» не расставались с ними даже на пляже. 8. Пацаны в лагере. 9. Мальчик в китайских кедах «Два мяча» заигрывает с девочкой в менее престижных литовских кедах Inkaras Kaunas. 10. Кеды на аутдоре. 11. Парни играют в стритбол.

Как выглядели советские кеды

Советские кеды имели подошву светлых или красных оттенков с четко обозначенным швом, переходящую в текстильный верх как правило синего или черного цвета. Шнурки чаще всего были белыми и имели металлические наконечники. У большинства советских моделей на внутренней стороне в районе щиколотки виднелись защитные круглые нашивки, стилизованные под мяч.

Читайте также:  Плетение жгутиками волосы

Пределом мечтаний были кеды китайского производства «Два мяча», они были не в пример качественней советских, достать их было сложнее, а расцветки и дизайн при этом отличались от распространенных моделей, что и сделало их предметом культа. Кеды синего цвета отличались более прочной подошвой зеленого цвета, а отделка, мысок и шнурки были белыми. С внутренней стороны, в районе косточки, располагалась круглая эмблема с двумя мячами — футбольным и баскетбольным.

От редакции. В этом красивом блоге мы будем публиковать большие тексты от внештатных авторов и экспертов о том, как спорт выходит за пределы зрелища. Здесь будут появляться материалы о том, как спорт связан с модой, архитектурой, живописью и не только. Подписывайтесь – а в комментариях пишите, о чем бы вы хотели почитать.

Журнал «Крокодил» часто шутил о моде, потреблении и производстве товаров легкой промышленности — причем довольно жестко. На обложке одного из номеров за 1987 год есть карикатура художника Виктора Боковни, посвященная противоречиям советской экономики (и не только).

На фоне промышленного пейзажа по стадиону бегут три молодых человека: первый розовощек и обладает фигурой молодого Шварценеггера, у него на груди написано «Рапорт». Это метафора того, как выглядела советская промышленность в пропагандистских материалах или официальных отчетах для начальства. Второй бегун («План») уже не такой бодрый: он худее, потный и скромнее экипирован. Если «Рапорт» бежит в adidas, то «План» – в простом синем костюме и кедах (но более-менее приличных). Тяжелее всего приходится третьему (это «Качество»): он лысый и, кажется, вот-вот упадет. Одет совсем скромно, на ногах у него еще более простые текстильные кеды.

Такими советские кеды и остались в нашей коллективной памяти пост-советского времени: так себе по качеству, очень неудобные и совершенно не престижные, особенно если сравнивать с adidas или Nike.

Почему так получилось? В отличие от кроссовок, кед в СССР делали реально очень много. Но то, как это производство было устроено, неважно сказывалось на качестве, удобстве и дизайне.

В СССР не заморачивались с дизайном и технологиями кед

Cпортивную обувь такого типа для массового рынка в СССР часто выпускали предприятия не легкой, а химической промышленности (к ней относились фабрики, работавшие с резиной). Для них кеды часто не были основной специализацией, их могли делать из остатков сырья или отходов основного производства. В плановой экономике важно не сколько у тебя купили, а сколько товара ты отгрузил. Остальное — головная боль других людей. Биться за технологические инновации в стельках в таких условиях не было особой мотивации.

Структура промышленности, делавшей товары для спорта, была запутанной: например, за качество лыж отвечало одно министерство, а за качество лыжных креплений — другое (потому что в одном случае речь шла о дереве, а в другом — о металле). В наше время это звучит сюрреалистично.

Кроме того, для советской промышленности спортивная обувь делилась на мастерскую (для спортсменов высокого уровня) и любительскую (и за качество каждой категории тоже отвечали разные ведомства). Последняя, как считалось, могла быть попроще — поэтому она и была в массовом варианте такой неудобной и некрасивой. На Западе было совсем по-другому: там новинки, придуманные для серьезных спортсменов, внедряли в обувь для массового рынка — и на этом строилась их реклама. Советская же обувная промышленность не производила инструменты для достижения высоких спортивных результатов. Она производила типы вещей, монументально закрепленные в граните ГОСТов и других технических нормативов. И они мало менялись за десятилетия.

Иллюстрация из книги «Спортивная обувь из цветной резины» 1956 года.

Это не значит, что попыток сделать что-то более технологичное или симпатичное не было. Проблема советского дизайна была в том, что по большей части он остался сферой разработки образцов. Именно такие модели-образцы производили многочисленные советские дома мод, — и именно их можно увидеть на фото из советских журналов. Подразумевалось, что они предназначены для индивидуального копирования с помощью выкроек (в случае с одеждой) или для внедрения в массовое производство на более крупных предприятиях.

Но на деле модели-образцы в исходном виде редко доходили до конвейера и магазинов. В сегменте спортивной обуви, в отличие от спортивной одежды, не было главного дома моделей. Были экспериментальные фабрики, занимавшиеся кедами и кроссовками – например, московские Экспериментальная фабрика спортивной обуви (ЭФСО) и фабрика «Старт» – однако их мощности просто не позволяли выпускать большие партии. А на больших предприятиях их разработки часто игнорировали или сильно упрощали.

Кеды вписывались в советскую концепцию молодежной моды

Несмотря на проблемы с потребительскими товарами и легкой промышленностью, в СССР разрабатывали свою теорию моды и того, какой она должна быть при социализме. В этой концепции было очень важное понятие «молодежной моды». С одной стороны, идея здравая: молодежь во всем мире чаще всего носит не то, что взрослые. С другой, в советском варианте эта концепция была слишком завязана на стереотипах. Получалось, что вся молодежь априори одинаковая и хочет одного и того же (а так не бывает ни при каком политическом строе).

Тем не менее, идея особой молодежной моды сильно помогла популяризации вещей в спортивном стиле — считалось, что неспортивных юношей и девушек в Союзе не бывает. Поэтому в журналах «модели для молодежи» часто демонстрировали люди в спортивной обуви. И часто это были кеды: примеры можно найти даже на обложках очень серьезного «Журнала мод», который выпускали Министерство легкой промышленности СССР вместе с знаменитым всесоюзным Общесоюзным домом моделей одежды на Кузнецком мосту и другими организациями, которые занимались дизайном в СССР.

Обложка «Журнала мод» (1979 г.). Модели демонстрируют трикотажные комплекты модельеров Н.Гусынкиной и Е.Румянцевой. Их дополняют, как сказано в описании, «жокейские шапочки и спортивные туфли» (то есть бейсболки и кеды, как сказали бы мы сегодня).

В результате спрос на спортивную обувь среди молодежи был особенно высоким. По данным опроса, который в 1989-м провел Всесоюзный научно-исследовательский институт конъюнктуры и спроса, обеспеченность кроссовками молодежи была самой высокой из всех групп населения. У кого не было кроссовок, носили кеды. В этом Союз не сильно отличался от капиталистической заграницы. В США спортивная обувь стала частью костюма детей и подростков еще между двумя мировыми войнами. Когда во второй половине XX века мода стала ориентироваться на молодых, это помогло проникновению спортивной обуви в городской повседневный гардероб.

Об этом же во многом знаменитый диалог про кеды и фоторужье из «Простоквашино» (1984):

Неправда, что кеды в СССР появились из фестиваля молодежи и студентов 1957 года

Мифов про спортивную обувь в СССР много, не все они – правда. Например, про партию, которая якобы заставляла спарывать три полоски с вещей adidas, хотя на самом деле их централизованно закупали для сборных, а в самом конце 1970-х с adidas заключили официальные договоры на поставку экипировки и на производство в СССР лицензионной обуви.

Читайте также:  Подарок пожилой женщине на день рождения идеи

Еще один популярный, но обманчивый миф: кеды появились в СССР только после знаменитого Фестиваля молодежи и студентов 1957 года.

На самом деле спортивную обувь с резиновой подошвой и текстильным верхом делали в СССР и до этого (например, туфли для тенниса). То, что якобы все иностранные гости фестиваля (около 34 000 человек из 131 страны) поголовно ходили в кедах с джинсами, и так советская молодежь открыла для себя новый стиль — тоже преувеличение. Достаточно посмотреть на сохранившиеся фото с фестиваля, чтобы увидеть: парней в брюках и туфлях там тоже хватало.

Страница из экспортного каталога ленинградского производственного объединения «Красный треугольник» 1965 года.

Судя по воспоминаниям людей, даже само слово «кеды» появилось раньше. Когда и откуда — точно неизвестно. Есть популярная легенда, что русский термин произошел от названия американского бренда Keds. Звучит логично, но проверить ее невозможно. Слово «кеды» по каким-то причинам не упоминалось в советских словарях заимствованных и иностранных слов (во всяком случае, я не видела ни одного такого примера). А в обычных толковых нет указания на его происхождение от названия иностранного бренда.

В официальной терминологии советской промышленности слова «кеды» не было вообще, как и слова «кроссовки». Обувь такого типа называлась «спортивная резиновая и резино-текстильная», а по видам ее официально делили на ботинки (высокие модели) и туфли (более низкие модели).

Кеды в советской массовой культуре: Сыроежкин, Хоха, Волк

К концу 80-х кеды прочно ассоциировались с детской и молодежной модой. Школьник Сыроежкин из «Приключений Электроника» носил кеды.

Хрюша из «Спокойной ночи, малыши» тоже часто был в кедах. На знаменитом фото с Львом Яшиным на рыбалке сам футболист стоит в «адидасах» (а также плаще и широкополой шляпе), но мальчики на заднем плане, которые якобы с интересом разглядывают содержимое ведра с уловом — в кедах.

В четвертом выпуске «Ну, погоди» сюжет строится вокруг спорта: Волк носит синий костюм с эмблемами одновременно «Динамо» и «Спартака», розовую бейсболку и кеды, делает селфи, пробует себя в разных видах спорта. Кеды заканчивают сценарный путь в роли объекта, который волк метает в зайца – как всегда безуспешно.

В таком тексте неизбежно появление Хохи – героя детской телепередачи «Большой фестиваль» с головой в виде кеда, толстой ребристой подошвой вместо нижней челюсти и очками из шнурков. Автором этой куклы была художник Маргарита Скрипова-Ясинская, а голос принадлежал актеру Ричарду Богуцкому. После его смерти в 2001 году «Большой фестиваль» закрыли, но Хоха вернулся в программе «Клуб знаменитых хулиганов» с персонажами разных советских детских передач, к которым приходили в гости известные люди.

У Хохи было свое амплуа: неформал, раздолбай и шутник. В конце 80-х («Большой фестиваль» начал выходить в 1989 году) стиль неформалов прочно ассоциировался с кедами. Все благодаря советским субкультурам, например, стилю хиппи. Музыкант Алексей Козлов в своей книге «Козел на саксе» вспоминает 70-е: «Я продолжал поиски в хипповой среде и постепенно познакомился с известными представителями этого замкнутого мира. Постепенно я так проникся всей этой идеологией, что стал выглядеть как хиппи – отрастил длинные волосы, перестал носить костюмы и рубашки с галстуком, достал себе джинсы, куртку, кеды».

В 1980-е в СССР стали очень заметны и другие сообщества, которые традиционно любили кеды — например, скейтеры и брейк-дансеры. Скейт и брейк (его тогда официально называли брейк-танцем) даже попали в официально культивируемые среди молодежи виды культурного досуга .

Также в ассортименте почти всех предприятий страны, которые делали резиновую и резино-текстильную обувь, были высокие и низкие баскетбольные кеды. Демократичный спорт не требовал дорогой экипировки и оборудования – именно поэтому его продвигали в СССР с 1920-х. Баскетбольные кеды регулярно появлялись на обложках журналов: «Америка», «Физкультура и спорт», «Спортивная жизнь России».

В СССР была песня-аналог My adidas – только про кеды

Есть песня «Кеды» Леонида Дербенева и Александра Флярковского, которую исполняли ВИА «Добры молодцы» (и многие другие). В некотором смысле это советский аналог «My adidas» RUN-DMC – текст о популярной обуви как символе желанного образа жизни и ее значении в жизни молодого человека.

Вот некоторые фрагменты текста:

Днем и ночью от Карпат и до Курил
Cвищут ветры зазывая и маня.
Кеды я себе отличные купил,
Ты пойми и не удерживай меня.

По всей земле пройти мне в кедах хочется
Увидеть лично то что, то что вдалеке,
А ты пиши мне письма мелким почерком
Поскольку места мало в рюкзаке.

В кедах можно вслед за песенкой шагать,
По асфальту, по тропе среди болот.
В кедах можно даже по небу летать,
Если к ним еще добавить вертолет.

Песня подчеркнула статус кед как самой популярной летней обуви туристов в СССР. Легко достать, недорогая, относительно удобно сушить над костром, удобная в походах крепкая подошва.

Олимпиада-80: наконец-то появились кеды с интересным дизайном

Считается, что московская Олимпиада 1980 года сильно поспособствовала моде на кроссовки в СССР, и это правда (а вот история, что adidas в СССР вообще и на советских олимпийцах в частности появился только во время тех Игр – неправда, это произошло раньше). Но и кедам она кое-что дала – новый подход к дизайну.

Кеды с принтом по мотивам Олимпийских игр 1980 г. Неизвестный производитель. Журнал «Новые товары», 1987 год.

Многие советские предприятия к Играм выпускали специальную спортивную обувь — чаще всего это были кеды с тематическим принтом. И они очень выделялись среди обычных.

У советской обувной промышленности, работавшей для массового рынка, не было идеи, что массовой аудитории важен дизайн спортивной обуви и ему нужно уделять отдельное внимание. Материалы верха и цветовые сочетания у спортивной обуви всех видов часто были однообразными и старомодными. Почти не использовался декоративный потенциал спортивной обуви: принты, застежки, игра со шнурками и т. д. В образцах, предлагаемых для внедрения в производство, иногда встречаются очень яркие экземпляры, однако об их производственной судьбе мы ничего не знаем (чаще всего она была незавидной). Кроме того, спортивная обувь на советских предприятиях редко получала названия моделей, как это было принято у крупных западных брендов.

Благодаря Олимпиаде на рынке появились тематические кеды, украшенные, например, логотипом Игр. Они были симпатичнее обычных, к тому же в случае с олимпийскими товарами качество контролировали более строго.

Это миф, что Цой был фанатом кед

Несколько лет назад пиарщики одного российского бренда записали Виктора Цоя в большие любители кед «Два мяча». Хотя бы раз в жизни кеды надевал любой человек в СССР, но на самом деле, по фотографиям того качества, которые нам остались от Цоя и других советских знаменитостей, обычно нельзя отличить «Два мяча» от «Красного треугольника» или продукции «Завода резиновых изделий номер 4». В мире рекламы факты нередко заменяются сказками от маркетологов. Потом это попадает в интернет — и все, распространение легенды уже не остановить. А настоящие примеры забываются.

Читайте также:  Чем почистить позолоченные ложки

Если действительно изучить фото Цоя, хорошо видно, что его любимой обувью были не кеды, а низкие кроссовки ретро-силуэта. А вот его коллега по группе, музыкант и художник Георгий Гурьянов на многих фото времен «Кино» действительно в кедах. Причем в самых на вид обычных и, возможно, действительно советских или производства стран соцлагеря. А в архиве Джоанны Стингрей есть фото молодого Бориса Гребенщикова в одолженных у самой Стингрей джинсах и низких красных «Converse all stars» (так кадр подписан самой Джоанной).

Все это неудивительно: фирменный стиль рока, частью которого были кеды и кроссовки, за рубежом к тому моменту уже сформировался — и наши следовали образцам. Хотя такого поклонника кед, какими были The Ramones или Курт Кобейн, среди советских музыкантов, кажется, все же не было.

Скорее всего, советские рокеры и скейтеры со временем реабилитировали бы кеды как модную и желанную обувь в глазах широкой общественности, добавив им недостающего символического капитала – и они перестали бы восприниматься в массах как простые непривлекательные тапки, которые покупают от безысходности, когда нельзя достать более престижные кроссовки (как на карикатуре «Крокодила»).

В Штатах это произошло в начале 90-х, и не последнюю роль в этом сыграл гранж и личные вкусы Кобейна. Вот только СССР развалился в декабре 1991-го, и советская история кед закончилась.

Текст: Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная»

Сегодня мы поговорим о такой популярной обуви, как кеды. Ещё век назад этот предмет гардероба был только для спортсменов, и, одевать его для прогулки казалось чем-то странным. Однако сейчас всё изменилось, и кеды прочно вошли в нашу повседневную жизнь.

Сегодня — это символ свободы мышления, субкультур и молодёжи в целом. Знаменитые спортсмены, музыканты, актёры и просто хорошие люди, регулярно появляются в кедах на подиумах и концертах.

Это показывает, что эта обувь не только не потеряла своей актуальности, но и продолжает набирать популярность. И правда, сегодня кеды — это не только повседневный стиль, но и предмет роскоши.

Эксклюзивные коллекции выпускают и Louboutin, и Gucci. Но в 2007 репер Big Boi побил все мыслимые и немыслимые рекорды. Он заказал у компании Laced Up уникальные кеды, стоимостью в 50 тысяч долларов. Но не будем заострять внимание на причуды богатых. Остановимся на истории. Где они появились? Почему стали так популярны? И как попали за железный занавес.

История кедов

Первые прототипы этой обуви стали производиться в середине XIX века и представляли собой обычную обувь для прогулок.

История этой обуви уходит далеко в прошлое, аж в 1892 г., где несколько заурядных заводов объединяются в U.S. Rubber Company. В это объединение, вскоре, входит и компания Goodyear. Она преимущественно занималась изготовлением необычного предмета одежды с тряпичным верхом и резиновой подошвой.

Интересно! Изначально изделие компании Goodyear имело название — peds, но т.к. аналогичная торговая марка уже существовала, его пришлось заменить на kid т. к. производитель ориентировался преимущественно на молодую аудиторию.

Шквал популярности произошёл после того, как американец Маркус Конверс выпустил первую в истории партию обуви, предназначенную исключительно для баскетболистов. Вскоре с ростом популярности баскетбола росла популярность и обуви, что на долгие годы обеспечило им продажи.

В 1950-1960-х годах популярность кед была настолько высока, что проникла даже в Советский Союз, что во времена «холодной войны» было самым настоящим чудом. Советская промышленность, не желая уступать коварному капитализму, запустила производство собственных кед, а именно ГОСТ 9155-88, что означало «Обувь спортивная, резиновая и резинотекстильная».

Надо ли говорить, что помимо спортсменов к новой обуви тут же кинулись модники и свободомыслящая молодёжь. Кеды в Советском Союзе стали настолько популярны, что привлекли на свою сторону производственную мощь Китая. Так появились кеды «Два мяча».

Производство кедов «два мяча» в СССР

Новая обувь китайского производства отличалась удивительным, для того времени, стилем и качеством. Появившись на прилавках в шестидесятых годах, они мгновенно завоевали любовь у молодёжи по всему Союзу.

Прогрессивные модники чрезвычайно быстро сделали эту обувь одним из самых узнаваемых предметов того времени, наряду с фотоаппаратом «Смена» и чаем со слоном.

Эти кеды так сильно влились в жизнь и культуру советского человека, что прочно стали символом молодёжи.

К/ф «Приключения Электроника»

Вспомните, например, великолепный советский фильм «Приключения Электроника», а мультфильм «Ну погоди!».

Кеды: мультфильм «Ну, погоди!»

В чём там ходил Волк, конечно, в советских кедах.

Кеды Шарика: мультфильм «Из Простоквашино»

Да и Шарик из Простоквашино из знаменитого мультика светится в кадре именно в этой обуви.

Также регулярно в них появлялись и Виктор Цой, и Егор Летов и другие прогрессивные мыслители. Обладатели заветных кед не расставались с ними ни на секунду. Доходило даже до абсурда, ведь модная молодёжь того времени приходила даже на пляж в этой обуви! Хотя такой предмет гардероба с плавками сомнительное сочетание, мало кого это волновало, главное что на нем была заветная эмблема: «Два мяча».

Кстати о названии, почему кеды назывались «Два мяча»? Ответ очень прост. На самой эмблеме изображено два мяча: футбольный и баскетбольной. Это символизирует широкое применение этой обуви, и её универсальность. Помимо этого, молодые и свободомыслящие люди находили в этом более глубокий посыл, про два полушария, а именно всестороннюю развитость и свободу мыли.

Справка! Репортёр из Америки — Билл Эппридж, который приехал в СССР в далёком 1967 году, не мог не заметить, что вся молодёжь того времени была в кедах. Американец очень удивился: увидеть классическую американскую обувь в коммунистической стране.

Как выглядели советские кеды?

Кеды «Два мяча» отличались от остальных яркими цветами и обилием палитры на прилавках. Красная подошва со швом, который переходил в тканевый верх, синего, зелёного или чёрного цвета. Белые шнурки имели металлический наконечник.

На внутренней стороне была белая эмблема в виде двух мячей: футбольный и баскетбольный. Такой своеобразный стиль с явным «закосом» под запад, сделал этот предмет гардероба чрезвычайно популярным, и не оставил ни малейшего шанса на конкуренцию другой продукции советской промышленности.

Интересно! Самыми редкими и дорогими, на то время были кеды полностью белого цвета. Считалось, что они гораздо более износостойкие, чем цветные собрать, хотя, конечно же, это был всего лишь миф.

Кеды в Советском Союзе были не просто повседневной обувью. Это был символ прогрессивной молодёжи и свободы мысли. Их носили не только ради стиля и моды. Это был протест в самом верном понимании этого слова. Ведь недаром Виктор Цой не раз выступал именно в них. А он, как голос молодёжи того времени, прекрасно чувствовал и знал, что происходит среди своих слушателей.

Ссылка на основную публикацию
Что у девочек подростков под платьем
Вам всё ещё кажется, что звёзды имеют прекрасные тела? А вот и нет! И почти все они одевают утягивающее бельё....
Что обозначает слово меркантильный
Меркантильность: зло или норма жизни? «Меркантильный». Эту характеристику мы часто слышим в адрес того или иного человека. Да и что...
Что обозначает тхэквондо
Тхэквондо или Таеквон-До («тхэ» — нога, «квон» — кулак (рука), «до» — искусство) – олимпийский вид спорта, корейское боевое искусство,...
Чтобы бизнес процветал заговор
Удачи часто не хватает тем людям, которые занимаются бизнесом. Особенно это касается новичков. Такое положение вещей чревато отсутствием постоянного дохода,...
Adblock detector