Школьная форма в современной школе

Школьная форма в современной школе

5. Современная школьная форма

В 1992 году школьную форму отменили во всех школах бывшего Советского Союза.
Вот уже больше двадцати лет школьники обходятся без форменной одежды и на занятия приходят, не придерживаясь строгих правил.

В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.

Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

С 1 января 1997 года на территории Украины принято постановление «О школьной форме для учащихся средних учебных заведений».

Форма одежды для учеников 1 — 4 классов

1. Комплект школьной формы для мальчиков:
Костюм полушерстяной, состоящий из однобортного или двубортного пиджака и брюк (одного цвета или в различной цветовой гамме). Цветовая гамма тканей, модельные и конструктивные особенности формы определяются руководителями учреждений образования.

Костюм летний, состоящий из длинных брюк, рубашки с длинными или короткими рукавами. Цветовая гамма тканей, модельные и конструктивные особенности формы определяются руководителями учреждений образования.

2. Комплект школьной формы для девочек:
Костюм полушерстяной, состоящий из однобортного или двубортного жакета и юбки или сарафана (одного цвета, клетчатые или в различной цветовой гамме). Цветовая гамма тканей, модельные и конструктивные особенности формы определяются руководителями учреждений образования.

Костюм летний, состоящий из платья, юбки, сарафана, блузки. Цветовая гамма тканей, модельные и конструктивные особенности формы определяются руководителями учреждений образования.

Для школы, в которой учусь я, следующие требования к школьной форме.

Школьная форма состоит из набора предметов:

  • для девочек: пиджак, юбка, жилет, брюки, блузка белая — парадная, однотонная — для повседневного ношения;
  • для мальчиков: пиджак, брюки, жилет, пуловер трикотажный, сорочка белая — парадная, однотонная – для повседневного ношения;
  • для торжественных случаев: жилет, белая блуза (рубашка), фирменный галстук с логотипом, допускается чёрный цвет юбки, брюк.

Атрибутом школьной формы является эмблема с символикой школы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербак Анастасия Андреевна, Богданова Арина Олеговна

Текст научной работы на тему «Школьная форма в современном обществе»

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1 "2 Щербак А.А. , Богданова А.О.

1 Щербак Анастасия Андреевна — студент;

Богданова Арина Олеговна — студент, отделение «преподавание в начальных классах», Некрасовский педагогический колледж № 1, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: школьная форма, школа, ученики, ткань, цвет.

На данный момент в нашей стране имеется много разногласий о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или же лишает индивидуальности.

Цель исследования — изучение и анализ проблемы внешнего вида современного ученика.

Объект исследования — школьная форма

Предмет исследования — необходимость введения единой школьной формы для учащихся.

Ко Дню Знаний родители будущего школьника готовятся чуть ли не с января. Они встают в очередь на запись своего ребёнка в первый класс, собирают все необходимые документы, школа принимает решение о его зачислении, формируются коллективы первых классов, проводятся различные родительские собрания и дни открытых дверей, в которых говорится о том, что понадобится в первом классе. Чаще всего, на собраниях педагоги сразу говорят о необходимости приобрести школьную форму. Казалось бы, это обычная формальность, однако она часто создаёт немало хлопот, связанных с приобретением школьной формы, её использовании в повседневной жизни школьника (особенно это касается мальчиков зимой, когда они возвращались

домой в мокрой, заснеженной и мятой школьной форме после снежного побоища после занятий), а также заставляет родителей задуматься о ее целесообразности в принципе. Ведь без этой формы можно было бы сэкономить немало денег, времени на её выбор, а также стирку и глажку, ведь так? И, как правило, на фоне всех этих проблем встаёт старый, как мир, вопрос: «А нужна ли детям школьная форма?». Но прежде, чем попробовать ответить на этот вопрос, давайте заглянем в историю школьной формы. [3]

Первая школьная форма была введена в 1552 году в школе Christ Hospital в Лондоне, Великобритания. Ученикам выдали длинное синее пальто, а также желтые чулки по колено. Практически такая же школьная форма используется в этой школе и по сей день. А самое ранее задокументированное доказательство использование стандартного дресс-кода в учебном заведении датировано 1222 годом, когда архиепископ Кентерберийский постановил обязательное ношение Cappa Clausa, специального головного убора, напоминающего колпак. Эта практика эволюционировала в стандартный набор школьной формы в Англии и частично применялась в благотворительных школах, где школа предоставляла форму для бедных детей. Со временем, университеты, колледжи и школы использовали форму как показатель статуса ученика и его класса. И хотя в наше время школьная форма может выглядеть устаревшей, она проделала немалый путь от её первоначального вида до современного. [2]

В России же история школьной униформы началась в 1834 год, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Изначально, форма имела полувоенный вид и состояла из мундира темно-зеленого сукна с темно-синим суконным воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. При этом, для гимназистов трёх петербургских гимназий была оставлена особая форма, введённая чуть ранее: синие суконные однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами.

Парадные синие фрачные мундиры также украшали красный воротник с золотыми галунными петлицами и позолоченные пуговицы. Фуражки отличались лишь наличием выпушек: воспитанникам первой гимназии полагались красные, второй — белые, третьей — голубые. [1]

Читайте также:  Очень хочу поправиться

В 1918 году школьная форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. Вернулась она в 1948 году и была очень похожа на дореволюционную: мальчикам полагалась синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастерка, для девочек: серые или темно-серые и темно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными фартуками. Фартуки у девочек могли также быть белыми, но в качестве парадной формы. Также, была регламентирована прическа школьников. Так мальчиков первоклассников стригли наголо, третьеклассникам разрешали небольшие челки, пятиклассникам был доступен полубокс, а семиклассникам и старше разрешали польку. Девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными (белыми в парадной форме) бантами, допуская какую-либо прическу лишь в исключительных случаях. Впоследствии, форма была модернизирована в 1962 году. Правила, касающиеся причёсок, стали менее строгими, мальчики стали носить темные пиджаки и брюки с однотонными рубашками, девочки — прежние платья коричневого цвета с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали парадные фартуки и банты. Также существовали различия в некоторых советских республиках. Так, в Узбекской ССР девочки носили голубые платья, а в Украинской ССР форма мальчиков была коричневого цвета. Были отменены фуражки для мальчиков, а на форме слева красовались значки организаций, в которых состоял учащийся (Октябрятская организация, ВОДП, ВОКККП и т.п.). Пионеры носили красные галстуки и значки ВЛПО, члены ВЛКСМ носили соответствующий значок. В начале 1980 годов для девочек был введён темно-синий костюм-тройка с нарукавным знаком на пиджаке. В 1992 году

обязательная школьная форма была отменена, однако 20 лет спустя вновь получила законный обязательный статус, пусть и без единого стандарта. [4]

Немалое значение в одежде человека имеет цвет, поэтому мы приведём краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде учеников школы. Психологи давно установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. И наоборот, люди с различными уровнями беспокойности выбирают различные цвета. Белый. Цвет невинности и чистоты. Белый цвет у многих символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неискушенность. Даже врачи носят белые халаты, больничные палаты раньше были сдержаны в белом цвете). Однако белый цвет может быть целительным. Людей, склонных к так называемой «зимней» депрессии, лечат белым светом, который дает толчок образованию гормонов кортизола, «пробуждающих» организм. Постоянная темнота, напротив, делает человека апатичным и ввергает в депрессию. Психологи утверждают, что склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует об уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре. Чёрный цвет — антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Чёрная душа, чёрная зависть, чёрный рынок, чёрный день. Чёрный — это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный цвет — цвет противозаконности. В каждом вестерне найдётся бессовестный, одетый в чёрное убийца с револьвером в руке. Кроме того, чёрный цвет — цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актёр на сцене. Люди, одевающиеся только в чёрное, привлекают к себе внимание психологов. Они хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно с этим подавляют свои подавляют свои внутренние наклонности.

Красный — цвет, пробуждающий наиболее глубокие и сильные чувства. Многим людям нравится красный цвет. Красный — цвет жизни, радости, здоровья. Красный символизирует и опасность (предостерегающие дорожные знаки большей частью красного цвета). Красный — цвет агрессивности и страсти. В ярости кровь приливает к щекам. Люди от смущения краснеют. В медицине красный цвет успешно используют при лечении ветрянки и кори.

Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий цвет обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов — это символ отдыха и удовлетворения самим собой.

Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально.

В природе представлены все оттенки зелёного цвета. Зелёный цвет смягчает страсти и — так же как синий -успокаивает. Этот цвет надежды, естественности, юности, свежести.

Зелёный цвет в умеренных дозах успокаивает, обилие зелени вызывает депрессию.

Серый цвет — выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентность. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу, этот цвет говорит о серьёзности, основательности, компетентности, усердии. [5]

Итак, возвращаемся к вопросу выше: Нужна ли школьная форма?

С одной стороны, школьная форма нужна, так как она учит воспитанника дисциплине: за формой нужно следить и

поддерживать в опрятном виде. Также, в школьной форме, ребёнок выглядит респектабельнее и его проще воспринимать всерьёз, а самому школьнику проще влиться в какую-либо компанию, так как все равны перед друг другом. Также, государственный портал РосКачество провёл исследование, опросив более 2000 человек о необходимости школьной формы. 75% опрошенных в прошлом сами носили школьную форму, а 70% считают этот опыт положительным.

С другой стороны, школьная форма — это лишние затраты, это не всегда удобная одежда для ребёнка, особенно если он любит задержаться с друзьями после школы и погулять с ними. Свободная форма — это огромный простор самовыражения для школьника, и в каком-то плане, так ему будет проще найти именно тех друзей, которые будут обладать теми же вкусами и интересами, что и сам ребёнок.

Занимаясь этим вопросом, мы тоже решили узнать, как же всё-таки дети и их родители относятся к школьной форме и нужна ли она вообще. Для проведения исследования нами была составлена анкета (приложение 2), при помощи которой был проведен опрос учащихся начальной школы по параллелям

Проведя исследование, мы определили следующие данные.

Читайте также:  Ответное слово на поздравления коллегам по работе

По результатам опроса детей начальной школы:

Было опрошено 128 учеников начальной школы

83% школьников считают, что школьная форма в школе нужна

76% детей предпочитают одежду в строгом стиле

51% детей считают, что должен ли быть какой-либо отличительный аксессуар в школьной форме для обучающихся

72% детей считают, что если бы в школе ввели свободный стиль одежды то, они бы продолжил бы носить школьную форму

По результатам опроса родителей учеников:

87% родителей нравилось носить школьную форму

55% родителей считают, что школьная форма прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры

44% родителей считают, что школьная форма снижает затрату времени и сил родителей на приобретение различных вариантов одежды для посещения ребенком школы

41% родителей считают, что школьная форма позволяет экономить семейный бюджет

38% родителей считают, что школьная форма устраняет визуальную разницу между обучающимися из семей с различным материальным достатком

33% родителей считают, что школьная форма прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры

82% родителей считают, что обязательная (единая) школьная форма не имеет каких-либо недостатков

91% родителей считают, что школьная форма должна быть, качественной и безопасной для здоровья, функциональной и комфортной, легкой в уходе, доступной по цене, классической (строгой), оригинальной и стильной

В нашей исследовательской работе мы многое узнали, о том, когда появилась школьная форма в России, в чем заключалась потребность её введения. Собрали материал об истории школьной формы, выяснили, какое значение в одежде человека имеет цвет. В ходе проведения этой работы мы убедились в необходимости введения школьной формы. Ведь не зря она существует на протяжении продолжительного времени и является очень актуальной. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают. Мы считаем, что школьная форма — это лицо ученика и ее ведение необходимо. К тому же как показывают результаты анкетирования, сами родители и дети по большей части сами лично не против школьной формы.

1. Рудова Л. Размышления о школьной форме //. 2004. С. 25-45.

2. Алексеева М. Первоклашки — «за», родители — «против». Российская газета. № 119 2004.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово классного руководителя. В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии.
Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

  1. Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить . "
  2. Нравится ли вам внешний вид школьников?
  3. Совместимы ли украшения с деловой одеждой?
  4. Нужна ли школьная форма?

Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего классного часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.

Школьная форма

  • Школьная форма – это некий показатель уровня школы.
  • Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
  • Форма дисциплинирует, делает более организованным.
  • Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.
  • Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.
  • Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

  • 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
  • 1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
  • 1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
  • 1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
  • 1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
  • 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Читайте также:  Какого цвета человеческая кожа

Итак, вы познакомились, как одевались школьники в нашей стране.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник "Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в "сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах.

  • В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.
  • В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.
  • В Африке школьницам запрещают мини-юбки.
  • Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
  • Каждая престижная школа или гимназия имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев. Долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки.
  • Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
  • Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
  • В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
  • Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
  • В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
  • На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
  • В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма — опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Рекомендации психолога

  • Яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии.
  • Рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов. Голубые, розовые, салатовые и бежевые.
  • Классическое сочетание – «светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать. Это утомительно для зрения, вызывает головную боль.
  • Необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей.
  • Школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы.
  • Школьная одежда всех оттенков серого – универсальна!

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Ссылка на основную публикацию
Шарф к зеленому пуховику фото
В холодное время года одним из актуальных решений в выборе верхней одежды считаются пуховые изделия. Особенно популярными стали куртки и...
Что у девочек подростков под платьем
Вам всё ещё кажется, что звёзды имеют прекрасные тела? А вот и нет! И почти все они одевают утягивающее бельё....
Чтобы бизнес процветал заговор
Удачи часто не хватает тем людям, которые занимаются бизнесом. Особенно это касается новичков. Такое положение вещей чревато отсутствием постоянного дохода,...
Шарф который одевается через голову для детей
Манишка – это шарф в виде воротника с узким горлом и расширением в области декольте. Этот аксессуар прекрасно защищает от...
Adblock detector